Премьера спектакля об Анне Марли, поставленного вчера (14 октября 2014 г.) в Театре-музее «Благодать» в г. Кисловодске, неожиданно унесла нас мыслями в заснеженную Аляску на встречу с Анной Юрьевной, которая состоялась десять лет назад.
Валентина Петровна Имтосими с Аной Марли
В те памятные для нас дни Анна Юрьевна не раз говорила, что, так как она уже никогда не сможет побывать в милых для нее сердцу странах, то было бы замечательно, если бы мы смогли это сделать и найти подтверждение тому, что она пишет в своих воспоминаниях.
Под впечатлением этих напутствий мы отправляемся через Рио-де-Жанейро в Буэнос-Айрес, два города, оставившие глубокий след в нежной душе и бурной биографии нашей великой соотечественницы. Именно в аргентинской столице 65 лет назад в октябре Анна Юрьевна открывает «Музыкальный театр Анны Марли». Финансовую поддержку оказал, проживавший в Буэнос-Айресе, известный до революции в России коннозаводчик Николай Владимирович Лежнёв, который оставил след и в г. Кисловодске. За огромные деньги он купил дачу Антона Твалчелидзе, принадлежавшей по народной молве якобы балерине Матильде Кшесинской. Большой ценитель искусства, который «за театр и цыганщину отдал бы все», Лежнев, по рассказам Анны Юрьевны, любил слушать ее пение, «заслушивался им и проклинал судьбу, что мы не в России, где бы он выстроил мне театр».
Оказавшись в памятных местах, мы жадно искали и часто находили рестораны, кабаре и театры, где когда-то блистала молодая и красивая русская фея. «Музыкальный театр Анны Марли» занимал особое место в её южноамериканской жизни. Разочаровавшись в послевоенной Франции, где, вопреки ожиданиям о наступлении благополучного времени, царили «политические процессы, ненависть, месть, провокации и отсутствие работы», Анна Марли устремилась, как и многие другие, за границу в надежде обрести свободу творчества и покой. В своем театре русская муза французского сопротивления воплотила свою давнюю мечту и наполнила его новым содержанием. Она твердо верила, чтобы иметь постоянный успех у публики, необходимо постоянно вносить разнообразие и новизну. «Нельзя утомлять зрителей, — делилась Анна Юрьевна с нами своими мыслями под завывание аляскинского ветра, — нужно все время держать интерес, рассмешить, умилить, пробить слезу, а то и напугать». По ее мнению, зрители должны покидать зал в волнении, обновленные, довольные, с музыкой в сердце. Она не только достигла своей цели в Буэнос-Айресе, но и оказала глубокое воздействие на деятельность нашего Театра-музея «Благодать», так как до конца жизни поддерживала с нами повседневный контакт.
В поисках мест и событий, которые оказывали влияние на мировоззрение и творчество Анны Марли мы добрались до знаменитой улицы, которая языком плаката, картин на разрисованных стенах и уличных стендах, рассказывает об истории всемирно известного аргентинского танго, родившегося в бедных кварталах Буэнос-Айреса. Именно Анна Марли привезла в салоны Парижа аргентинское танго, которое из французской столицы вернулось в Аргентину, заразив все социальные слои населения.
Благодаря тому, что Анна Юрьевна обладала большой харизмой, а также уникальным поэтическим и музыкальным талантом, ведь она, по сути дела, была первым русским бардом, перед ней открывались двери самых престижных и богатых домов Аргентины. Однажды ее пригласили во французское посольство выступить на приеме, который посетил президент страны Хуан Перон с женой Эвитой. Между двумя дамами возникли хорошие дружеские отношения. Очарованный красотой и проникновенным пением русской актрисы, брат Эвиты Хуан влюбился в Анну с первого взгляда. Он подарил ей памятное кольцо в знак своего расположения и заверил в том, что будет всячески поддерживать ее творчество в Аргентине. Вместе с духовным наследством наша аляскинская соотечественница передала это кольцо Валентине.
Анна Марли восхищалась наполненным энергией Буэнос-Айресом, архитектурная эклектика которого напоминала ей Францию, Испанию или Италию. Достаточно сказать об улице Флорида, где царила атмосфера кипучей жизни и большого вдохновения, воистину убеждавшая в том, что «жизнь прекрасна». Не обошли стороной этот удивительный уголок столицы и мы. Создавалось впечатление, что ничего здесь с тех пор, как здесь жила Анна Юрьевна, не изменилось. Модные популярные кафе, переполненные посетителями, яркие витрины магазинов, торгующих знаменитой аргентинской кожей, все говорило о том, что бурная жизнь этого города во все времена не затихала ни на минуту. С наступлением таинственных сумерек южного полушария на улице прекращалось движение транспорта, и там начинали царствовать аргентинские коробейники, продававшие все, что вашей душе угодно. В эти минуты мы ярко представляли состояние Анны Юрьевны, которая бродила по этой улице, заходила в кафешки, наслаждалась национальными блюдами, дышала тем же воздухом, что и мы.
С благоговением вспоминаем посещение Собора Святой Троицы в Буэнос-Айресе, который посещала имевшая крепкую православную веру Анна Смирнова-Марли. В свое время здесь служил митрополит Аргентинский и Южно-Американский Александр Милеант, являвшийся духовником русского гения авиации Игоря Ивановича Сикорского. Нынешний настоятель церкви отец Александр любезно согласился познакомить нас с уникальной не только для зарубежья, но и для России церковью. Божественная красота храма, его фарфоровый иконостас, боковые пределы Святителя Николая и Марии Магдалины производят неизгладимое впечатление на посетителей. Как сообщил отец Александр, возведение храма началось в конце девятнадцатого века на пожертвование многих людей из России и Аргентины. Большие деньги пришли от Николая Второго, более 5 тысяч рублей, а также от императрицы Марии Федоровны и преподобного Иоанна Кронштадтского, пользующегося за границей особым православным почетом у русских эмигрантов. Мы были тронуты вниманием отца Александра, который после продолжительной беседы и подробного ознакомления с храмом проводил нас на другую улицу и помог нам взять такси.
Пожелание нашей выдающейся соотечественницы мы выполнили. Однако у нас возникло чувство неудовлетворенности, которое не дает покоя, побуждая нас снова отправиться в путь, чтобы посетить и другие места, где к ней пришли слава и творческое вдохновение.
Валентина Имтосими и Александр Портнягин