На сцену театра-музея «Благодать» вернулся спектакль «Любить Есенина», рассказывающей о судьбе Софьи Толстой, последней жены поэта.
Обновленная постановка гармонично вписалась в ряд спектаклей, рассказывающих о знаменитых женщинах-загадках, судьба которых связана с известнейшими представителями русской истории и культуры. Среди них Наталья Гончарова, Анна Тимирева, Елена Булгакова…
Руководитель «Благодати», Валентина Петровна Имтосими, поддерживает многолетнюю дружбу с музеем Л.Н. Толстого. В его архиве работает Любовь Подсвирова, изучающая жизнь Софьи Есениной-Толстой на протяжении многих лет. Она написала книгу об этой женщине и заставила полностью изменить распространенное мнение о Софье Андреевне как о не очень важном человеке в жизни поэта. После того, как книга была издана «Благодатью», по просьбе В.П. Имтосими, была написана пьеса и поставлен спектакль, рассказывающий о драматических взаимоотношениях этих людей. Роль Есенина блестяще сыграл Юрий Маяцкий, а Софью превосходно исполнила Людмила Лаврова. Она не просто вжилась во внутренний мир своей героини, ей удалось понять Софью и органично воплотить е образ на сцене. Публика приняла эту роль горячо и сразу, устроив овацию после окончания представления.
Сергей Есенин и Софья Толстая познакомились в марте 1925 г, а 18 сентября они уже поженились. Для Есенина это был третий брак, и Софья к этому времени уже успела побывать замужем. Их короткая и не очень радостная совместная жизнь продолжалась около года. В последний раз Есенин был в московской квартире Толстых лишь для того чтобы, чтобы забрать свои вещи перед отъездом в Ленинград, где закончилась его жизнь.
Только очень мощная сила могла соединить внучку одного из величайших русских писателей, графиню, с Сергеем Есениным великим поэтом, выходцем из крестьян. Она была вполне современной для того времени девушкой с наблюдательным и острым умом. Очень часто от нее можно было услышать точные и резкие суждения об окружающих. Что за люди окружали Толстую? Творческая интеллигенция, с большими амбициями, но без крупных дарований, со своими мелкими делишками и страстишками. А здесь — Есенин! Величина и обаяние его таланта покорили Софью. «Я только стихи его читаю, как Евангелие, каждый день. И про себя, когда мне плохо. Точно помолюсь, и легче», писала Софья Андреевна в одном из писем после гибели поэта. А Есенин любил другое, и говорил об этом прямо: «Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это искусство».
В разные периоды жизни мужчины рядом с ним находится именно та женщина, которая ему нужна. Есенину всегда нравилась материнская опека со стороны женщин, и он этим умел пользоваться. Скорее всего, Софья была всецело предана ему не только как мужу, в не меньшей мере она любила его поэтическое дарование. Толстая совершенно сознательно бросила себя на крест этой любви, и он, в какой-то мере, оценил это. Она была уравновешенной, смогла понять Есенина и раствориться в нем. Этим Софья принципиально отличается от других женщин, с которыми он был близок. Людмила Лаврова очень достойно показала всё это в своей роли. После смерти поэта Толстая посвятила свою жизнь сбору и сохранению произведений Есенина, оставила мемуары о нём. В 1926-1929 гг. она организовала Музей Есенина в Москве. Когда творчество поэта находилось под негласным запретом, она подготовила к печати два сборника его стихотворений «Стихи и поэмы» в 1931 г. и «Избранное» в 1946 г.
Очень хорошо, когда рядом с поэтом есть самоотверженный человек, готовый посвятить ему жизнь. Именно таким человеком для Есенина стала Софья Толстая. Яркие отблески есенинского таланта осветили всю её дальнейшую жизнь и дали возможность уберечься от мелкого и пустого, от того, что так сильно мешает жить тем, кто видел чистый свет настоящего гения, создающего высокое искусство.