Тема Русской Америки относится к числу важнейших для театра-музея «Благодать». Здесь накоплен огромный массив уникальных исторических сведений, представленных в отдельном музейном зале и опубликованных в книге «Душа зовет к заветным берегам». Готовится к выходу новый спектакль о тех давних событиях, которые до сих пор остаются актуальными для нас.
Феномен Русской Америки многогранен, поэтому мы начнем говорить о нем с отношений между русскими и коренными народами Аляски. Примечательно, что за прошедшие с того момента два с половиной столетия русские люди очень мало изменились, сохранив основные черты национального характера, которые помогли им построить крупнейшее государство на Земле.
Григорий Шелихов.
В чем причина вольного стремления русских людей в новые края? Разве мало у нас земли? Неукротимое движение в неизведанное является для нас естественным состоянием. Появление Русской Америки стало возможно благодаря тому, что легкий на подъем народ России не боится риска, действуя иногда на грани с безрассудством. Желание «охочих людей» покорить Дальний Восток с Аляской и получить от них прибыток сочеталось с необходимостью решать сложные задачи обустройства жизни в суровой природе и устанавливать добрососедские отношения с людьми другой культуры. Стремление казаков под руководством Семена Дежнева и других атаманов к исследованию неизвестных земель по мере возможности поддерживалось государством. Позднее начались официальные научные экспедиции, одной из главных целей которых были исследования жизни коренных народов Сибири и Северной Америки.
Как царства падали к стопам Екатерины,
Росс Шелихов без войск, без громоносных сил
Пустился в Новый свет чрез бурные пучины
Нову область ей и Богу покорил.
Так звучит «Эпитафия Григорию Шелихову», написанная И.И.Дмитриевым. Автор этих стихов едва ли стал бы кривить душой перед Богом, поэтому мы можем верить тому, что Русская Америка была присоединена к России, но не завоевана. Никто не станет отрицать, что рост территории страны увеличивает её богатство, вопрос в том, какими методами проходит экспансия. Наша страна создавалась и расширялась соединением воли государства и устремлений его граждан. В этом движении принимали участие люди всех сословий и разных национальностей: казак Дежнев, дворянин Шелихов, купец Баранов, датчанин Беринг. В старину их называли землепроходцами. Личный мотив этих людей, прошедших через Сибирь и пересекших Тихий океан, совпадал с целями Российской империи, которая переплавляла их вольный дух в монолит государства.
Памятник Александру Баранову.
Наиболее правильно определить движение русских людей на берега Северной Америки, можно словом «освоение», стремление сделать эти земли своими, не чужими. Выгода не может быть главным побуждающим мотивом для освоения столь громадных, отдаленных и труднодоступных территорий. Нужно уметь действовать самостоятельно, жить свободно и уважать других. Отсюда проистекает необходимость выстроить хорошие отношения с местными жителями, занимая жесткую позицию в принципиальных вопросах и проявляя твердость характера только на поле брани. Такая политика вызывает уважение соседних народов. Во многом поэтому русские не стремились истребить туземцев, изгнать их из родных мест, как это происходило в то же время южнее, на территории США.
Показательна деятельность Александра Андреевича Баранова, умевшего силой, добром, а иногда и хитростью расширять владения России в Америке. «Мы можем жить в мире и согласии в этом крае», эти слова Баранова высечены на его памятнике в городе Ситка, бывшем Новоархангельске. Русские на Аляске, помимо крепостей, строили школы, больницы и храмы. Проповедовали христианство, прививали основы культуры, помогали искоренять варварские обычаи из жизни алеутов. Одновременно русские поселенцы боролись с агрессивностью воинственных племен, таких как тинклиты, с которыми периодически происходили военные столкновения. Можно сказать, что отношение к коренным жителям Северной Америки ничем не отличалось от отношения к другим малым народам, населявшим огромную Россию. В 1799 году контакты с алеутами были формализованы через управление Российско-Американской компании, они платили ясак, а с 1821 года коренные жители Аляски стали российскими подданными, то есть получили гражданские права.
«Единство,- возвестил оракул наших дней,-
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью,-
А там увидим, что прочней…»
Так в небольшом стихотворении «Два единства», написанном в конце сентября 1870 года, Ф.И.Тютчев выразил суть политики России по объединению разных народов, в том числе и коренных жителей Русской Америки.