Удивительное и уникальное место театр музей «Благодать» (г. Кисловодск). Расположенный в старинном особняке, более ста лет назад принадлежавшем педагогу А. Н. Агафонову, театр музей возрождает традиции русской салонной культуры рубежа 19–20 веков, когда в «Благодати» (название усадьбы восходит ко времени Агафонова) действовали домашний театр и музыкальная гостиная, в которой бывали Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов…
И в наши дни светлая гостиная встречает зрителей фортепианной музыкой: в виртуозном исполнении звучат прекрасно составленные попурри. Затем к гостям обращаются с приветственным словом сотрудники театра-музея, рассказывая о его истории и работе в настоящее время, о выпущенных книгах (проведение архивных изысканий и других научных исследований составляет неотъемлемую часть подготовки спектаклей; новинки появляются ежегодно).
Книги, которые можно приобрести в фойе театра до и после спектакля, – издания чрезвычайно ценные как своим содержанием (обращение к малоизученным темам, публикация редких материалов и т. п.), так и самой своей раритетностью. Среди них хрестоматия «Книга жизни» психолога, педагога, публициста И. А. Сикорского, отца прославленного авиаконструктора, – насколько я понимаю, второе (относится к 2010 м годам) из двух осуществлённых в России / СССР (первое – 1978) издание труда, впервые опубликованного в 1931 году в США. Кстати, просторный и превосходно оформленный кабинет И. И. Сикорского (сына), на мой взгляд, один из самых интересных музейных залов «Благодати», где представлены документы и личные вещи деятелей культуры и науки России (преимущественно имперского периода) и русского зарубежья.
Начать же осмотр обширной музейной экспозиции я бы рекомендовала с фотовыставок, посвящённых В. В. Маяковскому и разведчице Ольге Чеховой; её жизнь и самоотверженная работа до недавнего времени по понятным причинам не могли стать предметом достаточно глубокого изучения, предпринять которое удалось лишь в последние годы, и во многом благодаря сотрудникам «Благодати». Обе выставки расположены в музыкальной гостиной, поэтому удобнее всего будет осмотреть их в первую очередь, до того, как гостиная заполнится зрителями.
Наряду с музыкой и выступлениями сотрудников музея каждый спектакль предваряет видеолекция: перед комедиями это виртуальный променад по Кисловодску с увлекательным рассказом о достопримечательностях города, связанных с русской историей и культурой 19 – первой трети 20 века; перед серьёзными спектаклями – программы, повествующие о судьбах главных героев постановок. В этом ряду я выделила бы программу об артистке балета М. Ф. Кшесинской.
Сильное впечатление производит и посвящённый ей спектакль «Прощальный танец». Он завораживает с первой, безмолвной, сцены: прикосновение героини к вещам, хранящим драгоценные для неё воспоминания, – это прикосновение к самому прошлому, «воскрешающее» как радостные, так и напряжённые и трагические эпизоды жизни артистки и воссоздающее тревожную атмосферу пред-, а затем пореволюционной России. Особенно удачным режиссёрским решением представляется совмещение контрастных пространственно-временных планов: уединённого эмигрантского настоящего и «оживающего» минувшего – давних встреч, разговоров, поворотных моментов и вершинных мгновений сценической жизни балерины.
В репертуаре «Благодати» есть и исключительно весёлые спектакли. Прекрасный вечер предстоит тем, кто выберет комедию «Браво, гусар!». В этой новой интерпретации сюжета о «перевоплощении» барышни в гусара комизмом проникнуто всё от имён героев, их речи и поведенческой манеры (то и другое индивидуализировано) до деталей гардероба (художник по костюмам Ирина Потапова). Так, покоряют банты на туфлях одного из персонажей, мило дополняющие образ и ненавязчиво помогающие раскрыть характер действующего лица.
Вообще, хочется выразить восхищение творческим даром и беспрерывным трудом Ольги Колчевой – постановщика и участницы спектаклей «Благодати».
После спектакля вечер продолжает театрализованный ужин, такой же необычный, как и всё здесь. Где ещё вас угостили бы, скажем, жарким по-гусарски – любимым блюдом поручика Лермонтова? А «фаворитом» людей нашего времени может стать, например, филе нежнейшей кефали. Или изысканный салат, подающийся всем гостям как комплимент от шеф-повара.
Во время ужина разыгрываются забавные сценки, напоминающие о традиции театральных капустников, звучат старинные романсы, песни советского кино и джазовые мелодии в исполнении музыкантов и солистов ансамбля, в участниках которого вы узнаете только что выступавших на сцене артистов. Здесь как нигде можно убедиться, что не зря говорят: талантливый человек талантлив во всём. Руководит коллективом великолепная Нелли Дмитриевская. Ведёт все вечера генеральный директор театра-музея Валентина Петровна Имтосими – душа и хозяйка этого очень уютного и невероятно притягательного Дома. За кадром, вернее за сценой, к сожалению, остаётся профессор А. Д. Портнягин, без чьей огромной и кропотливой работы было бы невозможным осуществление многих научных проектов и культурных событий, центром которых стала усадьба «Благодать».
И сценки, и музыкальная программа часто меняются, так что пришедшим не в первый раз скучно не будет.
Больше всех повезёт тем, кто посетит «Благодать» в день своего рождения. Именинников не оставят без внимания, каждого ждёт поздравление и музыкальный подарок.
После ужина наступает время расходиться.
Прощаясь с «Благодатью», не забудьте про книги. А я поделюсь размышлениями об одной из них – литературно-художественном исследовании Н. А. Черкашина «Последняя любовь адмирала Колчака».
В любом времени есть что-то страшное. Но есть и люди, остающиеся людьми. С чистой совестью. С честью. С чем-то таким внутри, что, по слову классика, сильнее смерти, сильнее и страха смерти.
И ещё. Чем дальше читала, тем больше убеждалась, что главной и самой глубокой любовью Колчака – первой, последней и неизменной – была Родина, Россия. Об этом, как я её понимаю, «Последняя любовь…».
Нельзя не выразить глубокой признательности автору и всем, кто способствовал выходу его произведения в свет (прежде всего театру-музею «Благодать», по инициативе и на средства которого выпущено переиздание). Хочется, чтобы такие книги жили как можно дольше, вновь и вновь тревожа читателей, проникая в их сердца и приглашая к раздумьям над серьёзнейшими вопросами жизни и истории. И к сопереживанию, конечно.
В последние годы у меня почти не появлялось стихов, но при чтении книги Н. А. Черкашина сами собою стали складываться поэтические строки – отклик на судьбу Анны Тимирёвой:
***
Всему свой срок. И скорби тоже.
Пора всё снова перебрать –
Припомнить, взвесить, подытожить –
И в путь готовиться пора.
Поклажа
На вид – не много у меня поклажи.
Но как поклажа эта тяжела!
С собой несу я, не желая даже,
Всё, чем жила и что пережила.
Порой перед рассветом вспоминаю:
Кругом война, и в Гельсингфорсе дождь.
Всего страшусь и ничего не знаю,
Иду – и ты навстречу мне идёшь…
Прислушаюсь – и оживут, конечно,
На волю прорастая изнутри,
Коротких встреч беспомощная нежность
И длинных писем потаённый ритм.
Я вспоминаю разное, но чаще –
Одно свиданье во дворе тюрьмы
И разговор, который стал тягчайшей
Из мук, что вместе пережили мы.
Последних зим привычная усталость.
Весны далёкой приглушённый свет.
Всё сберегла. Всё, всё при мне осталось,
И лишь тебя давно со мною нет.
В безмолвии
Всё никак не становится легче,
Не проходит глухая тоска.
Или время не каждого лечит,
Или срок мой не минул пока,
Но как будто без всякой причины
Вдруг опять вспоминается мне
Этот облик, едва различимый
В обступившей его тишине…
Неужели действительно было
То, что помнить весь век довелось:
Одиночка тесна, как могила,
И, как жизнь, бесконечен допрос.
О, жестокая жалость – не сразу
И не всё мне посмели сказать
Комендант, обрывающий фразу,
Конвоир, отводящий глаза…
Так и тянется – днями, ночами,
Месяцами – который уж год
Непроглядное это молчанье.
Но чего-то душа ещё ждёт.
Я теперь понимаю, зачем я,
Столько муки приняв на пути,
Не погибла: моё назначенье –
Сквозь безмолвие память нести.
***
Вспоминаю горестную зиму.
Много было снегу той зимой.
Даже вспоминать невыносимо,
А не то, что пережить самой.
Сквозь года видна не очень чётко,
В миллионный раз передо мной,
Вся обледеневшая, решётка
По полу прочерчена луной.
На снегу следов не оставляя,
Новый день входил в свои права.
На земле уже одна была я,
Для чего-то всё ещё жива…
Так заведено, что всё проходит:
Голубеет небо, тает лёд…
Только мне давно прошедший холод
Столько лет согреться не даёт.
Вот опять, опять пополз по венам
Этот холод, застучал в виске…
Я за жизнь о самом сокровенном
Словом, не обмолвилась ни с кем.
И который день проходит мимо,
Но, сводя метелями с ума,
До сих пор, как сон неисцелимый,
Тянется та самая зима…
В завершение скажу ещё вот о чём. Мне довелось впервые побывать в «Благодати» в юбилейном сезоне. Это тем более волнительно и приятно, что мы с театром-музеем почти ровесники: он отметил тридцатилетие в прошлом году, а я в нынешнем. Хочется пожелать театру-музею процветания, всем обитателям и хранителям «Благодати» – непрекращающегося творческого поиска, новых открытий, новых блистательных идей и их успешного воплощения, а зрителям – радостных встреч и волшебных вечеров в этой гостеприимной усадьбе. Верю, что у «Благодати» впереди ещё много прекрасных юбилеев и замечательных событий.
Мария (г. Москва)