С блестящим успехом прошла в театре-музее «Благодать» премьера спектакля «Моя Мадонна» о большой любви великого поэта к своей жене и музе Наталии Гончаровой-Пушкиной-Ланской. Почетным гостем вечера стала известный литератор-пушкинист, автор книги «Наталия Гончарова» и сценария спектакля, написанного специально для «Благодати», член Союза писателей России и Всероссийского Пушкинского общества, обладательница Золотой Пушкинской медали 1999 года, а также «Медали Пушкина», врученной в 2002 году по Указу Президента РФ – Лариса Черкашина.
Этот спектакль и дополняющая его экспозиция, посвященная загадочной судьбе замечательной красавицы XIX века Наталье Гончаровой, продолжили целую череду женских образов, незаслуженно забытых или несправедливо очерненных в прошлом, а теперь бережно возрожденных благодаря поиску и исследованиям, которые ведутся коллективом театра-музея «Благодать» под руководством директора Валентины Имтосими. Именно они первые в России 23 года назад восстановили доброе имя Анны Сафоновой-Тимиревой, посвятив ей выставку и спектакль по пьесе Николая Черкашина, собрав богатую информацию, которая позже легла в основу известного художественного фильма «Адмирал». Здесь же, в «Благодати», ожили прекрасные образы блиставшей на сцене Курзала, пережившей в Кисловодске трудные годы революции Матильды Кшесинской, а также музы французского сопротивления, нашей соотечественницы Анны Марли.
То, что премьера спектакля о Натали, Наташе, как по-домашнему называл жену поэт, Таше, как звали в родительском доме, состоялась именно в Кисловодске, не случайность. Пушкин бывал «на водах» и до знакомства с ней, совсем юным, которому едва исполнилось шестнадцать. А после своего неудачного сватовства в 1829 году он вновь покинул Москву и в надежде избавиться от душевных мук поехал на Кавказ, где шла война с Турцией, увозя с собой образ юной возлюбленной. Ей 30-летний поэт посвятил божественную элегию «На холмах Грузии лежит ночная мгла».
Он мечтал о ней, гуляя по Кисловодску и Пятигорску, взбираясь на горные вершины. И все же сумел добиться руки 18 летней Натали: 6 мая 1830 года состоялась помолвка, а 18 февраля 1831 года в Москве – свадьба поэта и красавицы Наталии Гончаровой. Несмотря на недоброжелательную молву и слухи, сохранились свидетельства ответного глубокого чувства девушки к Пушкину. «Утверждают, что Гончарова-мать сильно противилась браку своей дочери, но что молодая девушка ее склонила… Она кажется очень увлеченной своим женихом…», — написала, в частности, одна светская дама.
Поэт же, впервые не просто увлеченный очередной пассией, как бывало прежде, а влюбленный до самозабвения, посвятил своей юной невесте стихи, ставшие знаменитыми:
«Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец».
Спустя годы он признается ей: «Душу твою люблю я еще более твоего лица». А находясь на грани вечной разлуки, на пороге своей нелепой смерти, пожалеет, предвидя ее горькую, несправедливую участь: «Она, бедная, безвинно терпит и ещё может потерпеть во мнении людском». Слова поэта оказались пророческими. Наталию Гончарову сурово судили и современники, и будущие поколения, о ней негативно отзывались Викентий Вересаев и Михаил Булгаков, Анна Ахматова и Марина Цветаева, за ней закрепилась слава необразованной и ветреной красавицы, ее называли «куклой» и «пустышкой», способной лишь обольщать, танцевать и «болтать по-французски».
Изучив огромное количество документов, воспоминаний, личных архивов и писем, так или иначе связанных с жизнью Пушкина и его близких, Лариса Черкашина доказывает: это клевета. Девушка получила прекрасное домашнее образование. Еще ребенком десятилетняя Таша прекрасно разбиралась в особенностях русской поэзии, в искусстве стихосложения, знала стихотворные размеры и, будучи невестой, даже переписывалась стихами с будущим мужем, что его забавляло. Она изучала всемирную историю, синтаксис, географию, античную мифологию. Любила живопись, подружившую ее на долгие годы с Айвазовским, а также музыку и театр и даже, по некоторым сведениям, считалась одной из лучших шахматисток Петербурга.
— Ее многие ненавидели, и только Пушкин любил, — говорит Лариса Черкашина.
— Так как же может кто-то другой судить его любимую, его Мадонну?
А за что ненавидели?
За всё, и прежде всего за ее божественную красоту. Натали отказывали даже в любви к гениальному, но не блещущему ни богатством, ни красотой поэту. На ее долю выпало много испытаний: тревоги и заботы о деньгах, которых постоянно не хватало, вспышки ревности из-за похождений ветреного поэта. Она тяжело переносила беременность, но при этом родила Пушкину четверых детей, была прекрасной женой и матерью…
И брак поэта был счастливым, в семье царили радость и любовь — вплоть до 1835 года, когда Натали была вовлечена в интригу. Слух о её предполагаемой связи с корнетом Дантесом стал причиной дуэли, на которой Пушкин был серьезно ранен и вскоре скончался.
Гибель мужа стала для Наталии страшным потрясением. Лариса Черкашина пересказывает свидетельства очевидцев: «Ее муки вызывали горячее сочувствие окружающих: несколько дней не прекращались страшные конвульсии такой силы, что ноги доставали до головы, расшатались все зубы, ночами напролет она рыдала и призывала к себе Пушкина… С большим трудом ее спасли от безумия. Даже сам Дантес сделал необычное признание. И ему можно верить, ведь писалось-то не для публики: «Она была столь прекрасна, что казалась ангелом, сошедшим с небес… Она осталась чиста и может высоко держать голову, не опуская ее ни перед кем в целом свете. Нет другой женщины, которая повела бы себя так же»…
Согласно последней воле мужа Наталия Гончарова-Пушкина все-таки решилась на замужество с достойным человеком, генералом Петром Ланским, преимущественно ради детей. Но не через два года, как просил ее поэт, а спустя семь трудных лет, проведенных ею в отчаянии от горькой утраты, в тоске, на грани нищеты в глухой деревне.
Спектакль «Моя Мадонна», убедительно представленный актерами «Благодати», был принят на «ура». Перед затаившими дыхание зрителями прошли все три этапа жизни Наталии: невеста в 16 лет, в 18 — жена, а в 24 — вдова с четырьмя детьми на руках. Образ главной героини талантливо создала на высоком эмоциональном уровне девятнадцатилетняя студентка ПГЛУ Оксана Акопян, покорив своей игрой весь зал, а чувствительных зрителей даже заставив прослезиться. В роли десятилетней Таши успешно дебютировала маленькая Лала Голицина, Александру Гончарову, сестру Натали блестяще сыграла Ольга Колчева. На высоте без исключения оказались и все остальные актеры.
Спектакль завершился, отзвучали аплодисменты, слово взяли зрители. Лариса Черкашина передала Валентине Имтосими благодарственное письмо от известного российского писателя, поэта, публициста, филолога и радиоведущего Андрея Новикова-Ланского. Ответные памятные подарки автору сценария сделал профессор Александр Портнягин: это обнаруженные в архивах уникальные антропологические исследования генеалогии семьи Пушкина, а также монументальный труд выдающего русского мыслителя, ученого-психиатра Ивана Сикорского «Книга жизни». Представители кисловодского руководства предатель комитета по культуре Алексей Кутявин и первый заместитель председателя думы Людмила Крещенович также вручили благодарственные письма в адрес создателей замечательного спектакля.
Ирина СТРЫЖКОВА
25 марта страна отметит День работника культуры, праздник, который празднуется – всеми теми, кто вносит неоценимый вклад в духовное развитие общества и популяризацию культурного наследия страны. Мы от души поздравляем заслуженного работника культуры России, создателя и бессменного руководителя театра-музея «Благодать» Валентину Петровну Имтосими с замечательной премьерой, великолепным новым спектаклем и профессиональным праздником. Спасибо, что Вы есть!
Опубликовано в газете «Кавказская здравница»
Слева направо: Маяцкий Юрий (актер), Черкашина Лариса (автор спектакля), Имтосими Валентина (ген. директор), Голицина Лала (актриса), Брунько Дмитрий (актер), Кулаченко Ярослав (актер).
Ольга Колчева и Оксана Акопян.
Лариса Андреевна Черкашина и Валентина Петровна Имтосими.