Выставка «Женщины России – героини Франции» в театре-музее «Благодать» напомнила нам о матери Марии, женщине, которая своей жизнью показала, что такое настоящая христианская любовь.
Имен связующая нить театра-музея «Благодать» удивительным образом объединила в небольшом музейном зале духовное начало (мать Мария) с творческим (Анна Марли) и военным (Эльмесхан Хагондокова). Гости выставки увидели, как обычные люди, очень непохожие друг на друга, могут успешно противостоять злу в любом его проявлении. Эти женщины всю жизнь помогали людям, боролись с фашизмом, защищали не только Францию, но и Россию. Потрясения первой половины XX века, революции и войны, не помешали им проявить свои лучшие качества и сохранить себя в бурном историческом потоке.
Елизавета Юрьевна Скобцова, которую во всем мире знают как монахиню Марию, была выдающимся человеком своего времени. В ней соединились поэтесса, религиозный философ, революционерка, мученица и праведница. Начинать рассказ о ней нужно с событий, предшествующих её рождению, благодаря которым на кавказской земле оказались люди, ставшие предтечей духовной связи матери Марии со своей родиной.
После завершения Кавказской войны черноморские земли, от Анапы до Батуми, обезлюдели. Большая часть живших на них адыгских народов была переселена в Османскую империю. О жестокостях и невзгодах, выпавших тогда на их долю, подробно писал в мемуарах генерал Хагондоков. Политика освоения этих территорий Российской империей предусматривала заселение их разными народами, исповедовавшими христианство. Так здесь появились русские, украинцы, греки, армяне. В то время в окрестностях Анапы поселился дед матери Марии, Дмитрий Пиленко, занимавшийся виноградарством и виноделием. Он понимал, что на почвах и в климате Таманского полуострова можно вырастить очень хороший виноград, и первым посадил лозу на Таманском полуострове. Как интересно в «Благодати» история уравновесила драматические события той эпохи: дед одной героини выставки видел, как его народ уходит со своей земли, а дед другой занимался освоением опустевшего края. Переселенцам-христианам был нужен священник, и поэтому Воронцов пригласил в этот район схиромонаха Феодосия Иерусалимского, предложив ему самому выбрать место для пустыни. Через некоторое время Феодосий нашел место, указанное ему Богородицей, он увидел очень приметный камень, и помолился на нем. Через несколько дней рядом с камнем пробился источник, и земля вокруг покрылась цветущими цветами барвинками, которые растут только в этом районе Кубани.
Лиза Пиленко родилась в Риге 8 (20) декабря 1891 года. В 1895 году её отец Юрий вышел в отставку и переехал с семьей в Анапу, что не мешало его дочери регулярно бывать в Петербурге. Повзрослев она начала писать стихи, пришла в круг поэтов и писателей того времени, окунувшись их дебаты об искусстве, революции и будущем мироустройстве. В 18 лет Лиза вышла замуж за Дмитрия Кузьмина-Караваева, у них родилась дочь Геана (земная). Они вместе посещали собрания «на башне», заседания «Цеха поэтов», религиозно-философские встречи, общалась с Николаем Гумилёвым, Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом. Довольно скоро ей стало скучно среди этих людей, её брак продлился всего два года. Однажды на одном из собраний появляется очень импозантный человек, это был Александр Блок, и она решила во чтобы то ни стало встретиться с ним. Узнала, где он живет, пришла к нему домой, прождала его несколько часов, но все-таки, познакомилась. Постепенно между ними завязалась дружба, и даже промелькнуло какое-то чувство.
В 1914 году Лиза узнала, что жители Кавказа очень почитают старца Феодосия из Иерусалима, основавшего скит недалеко от поселка Горный, и отправилась к нему в паломничество. До встречи с ним она только искала путь к вере, а после посещения пустыни произошло её преображение – Феодосий выслушал её исповедь и перевернул её душу. Именно он стал тем духовным началом, которое позволило Лизе стать матерью Марией. После посещения старца она оставила стихотворное описание этой встречи, прекрасно иллюстрирующее произошедшее событие. В 1920-е годы старца Феодосия сослали на Соловки. Перед тем, как туда отправиться, он сказал своим сестрам-монахиням, что «Вы меня не ждите, я буду в Минеральных Водах». Когда его освободили, он действительно поселился в Минеральных Водах, и сейчас мы знаем его как Феодосия Кавказского.
Лиза встретила революцию с энтузиазмом и в марте 1917 года вступила в партию эсеров. Большую часть 1917 года она провела в Анапе, и в феврале 1918 года была избрана городским головой. После очередной поездки в Петроград она была арестована белогвардейцами, ей грозила смертная казнь за «комиссарство», сотрудничество с большевиками и участие в национализации. Спас её председатель Кубанской Рады Скобцов, за которого она позднее вышла замуж. В этом браке она родила двух детей. После победы большевиков они покинули Россию. Условия жизни в Париже были ужасными, дочь Настя заболела менингитом и умерла у неё на глазах. После этого события Елизавета Юрьевна принимает монашеский обет и просит у митрополита Евлогия благословения на, то, чтобы стать монахиней в миру, который очень удивился столь непривычному решению для Православной церкви. Она приняла постриг в Париже, в храме на Сергиевском подворье и стала монахиней нового типа, которая живет вне стен своей кельи, помогает нищим и страждущим. Большую часть работы она делала сама: убирала, готовила, расписывала домовые церкви, вышивала иконы. Она выступает с лекциями, берется присматривать за людьми с психическими расстройствами. Под руководством матери Марии строится общежитие для бедных и неприкаянных людей, шатающихся по миру. На его территории появляется маленькая церквушка, в которой служит молодой священник Дмитрий Клепинин, сын знаменитого архитектора, родившийся в Кисловодске. Мать Мария стала первой и единственной женщиной, прослушавшей богословские курсы в Петербурге. Во Франции она снова встретилась со многими своими учителями, отправленными большевиками за границу на «Философском пароходе». Её духовником был профессор богословия Сергей Булгаков, а наставником по богословию Николай Бердяев, дядя Анны Марли.
Когда немцы оккупировали Париж, на борьбу с ними первыми вышли русские люди. Мало кто знает о том, что слово «Сопротивление» впервые прозвучало на русском языке. Мать Мария сразу же приняла активное участие в борьбе с нацистами. Общежитие монахини тало одним из центров подполья. В июне 1942 года парижских евреев начали арестовывать и сгонять на зимний велодром для отправки в Освенцим. Мария смогла вывезти оттуда четырёх еврейских детей. Вместе с Дмитрием Клепининым они помогали евреям избежать отправки в концлагеря, выдавая им свидетельства о крещении в Православие. 8 февраля 1943 года в помещении «Православного дела» в отсутствие его руководителей был произведён обыск. У двадцатидвухлетнего сына Марии Юрия в кармане нашли записку еврейской женщины, просившей священника Димитрия Клепинина о выдаче ей свидетельства о крещении. Юрия арестовали и увезли в гестапо. На следующий день был арестован Димитрий Клепинин, а 10 февраля — и Мария Скобцова Всего несколько дней мать Мария не дожила до 6 мая, дня Пасхи в 1945 году. Накануне, всего за три дня до освобождения концлагеря Равенсбрюк, она пошла в газовую камеру. Тем, кто должен был идти на казнь, надевали на руки специальные метки, ночью мать Мария надела себе на руку метку одной многодетной еврейской женщины и тем самым спасла её. В своих стихах она часто писала, что погибнет в огне, оказалось, что это было пророчеством.
Николай Бердяев говорил о том, что у матери Марии была черта, которая играла огромную роль, и с которой связана ее гибель. У нее была страстная любовь к России и русскому народу. 7 мая 1985 года указом Президиума Верховного Совета СССР награждена Орденом Отечественной войны II степени (посмертно). 16 января 2004 года канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица. Вместе с ней были канонизированы её сын Юрий Скобцов. 31 марта 2016 года в Париже состоялась церемония открытия улицы имени Марии (Скобцовой).
Театр-музей «Благодать» благодарит сотрудников анапского музея, которые помогли точно установить связь матери Марии с Феодосием Кавказским. Мы длительное время проработали в архивах музея Анапы, сотрудники которого с удовольствием разрешили перенести часть своей экспозиции в «Благодать».