Великий Сибирский путь, протянувшийся из центральной России до Владивостока, создавали инженеры, купцы, крестьяне, военные. Все они были людьми разных национальностей. В конце этого пути появился город Владивосток – крепость, порт, промышленный центр, название которого образовано от выражения «владеть Востоком». Движение России не остановилось на берегу Тихого океана и продолжилось дальше, к южным морям, для чего в конце XIX века были построены два новых форпоста: Порт-Артур и Дальний.
С Дальним Востоком связана судьба двух героев театра-музея «Благодать». Русские офицеры Александр Колчак и Константин Хагондоков в разное время охраняли КВЖД, исследовали и обустраивали Восточные рубежи России, участвовали в Русско-Японской войне. Директор театра-музея «Благодать», Валентина Петровна Имтосими и профессор Александр Дмитриевич Портнягин недавно вернулись из длительного исследовательского путешествия по Дальнему Востоку, во время которого они посетили памятные места, связанные с жизнью этих людей.
Восточный рубеж
Рука Всевышнего вела нас по дорогам Азии. Мы стремились понять причины событий давно минувших дней, двигавших поступками наших героев, увидеть воочию места, где происходили исторические события, связанные с их жизнью. Во Владивостоке нас ждала приятная неожиданность: мы остановились в гостинице «Версаль», и нам рассказали, что до революции в ней жила Анна Тимирева. История её любви с Колчаком началась именно в этом городе. Они не были официально женаты и не могли жить под одной крышей, поэтому Анна жила в «Версале», а Александр Васильевич в другой гостинице. Из этой поездки мы привезли много интереснейшего материала о Колчаке и Тимиревой. Премьера нового спектакля, посвященного жизни этих людей, состоится 26 августа, он называется «Я все-таки встречусь с тобой», по строчке одного из стихотворений Тимиревой. Во время поездки на остров Русский, где родился Александр Дмитриевич Портнягин, мы вспоминали, что Владивосток считается самой крупной крепостью в мире, имея широко разветвленную сеть укреплений. Вовсе времена на острове базировались защитники Владивостока, а в октябре 1922 года с этого острова уходили последние эмигрантские корабли из России.
Харбин изначальный и современный
В 1898 году молодая чета Хагондоковых с двумя маленькими дочерьми прибыла на пароходе во Владивосток из Одессы. Константин Иванович, после назначения в Охранную стражу КВЖД, в составе казачьих формирований, отправился к реке Сунгари для выполнения задачи по защите КВЖД. Вместе с казаками ехали инженеры, рабочие и другие технические специалисты, занимавшиеся строительством дороги. Воинское подразделение штабс-капитана Хагондокова действовало на большой территории, охватывавшей Никольск-Уссурийский, Владивосток, Харбин, Порт-Артур. В это время в полной мере проявились его замечательные военные и организаторские качества. Примечательно, что Охранную стражу дороги в 1918 году предлагали возглавить Колчаку.
Прогуливаясь в Харбине по набережной реки Сунгари, мы смотрели на модную, одетую, более щегольски чем в Париже, китайскую молодежь, а память возвращала нас к мемуарам Хагондокова, рассказывающего как они с женой Елизаветой, трехлетней Ниной и трехмесячной Эльмесхан, жили в небольшом мало приспособленном для жилья доме. Трудно представить, что в начале XX века, на этих диких берегах, Россия положила начало городу, сыгравшему большую историческую роль в создании КВЖД, а позднее в судьбе русской эмиграции. Материальных свидетельств того времени осталось мало. Мы увидели старинный паровоз, работавший на железной дороге во времена первых поселенцев. Рядом с ним, как памятник освоения края, сохранилось кирпичное здание железнодорожных мастерских, в которых русские работали вместе с китайцами. Еще встретились дома первых поселенцев, штаб венного ведомства, охранной стражи и несколько храмов. В период русской эмиграции, после окончания Гражданской войны, строительство церквей в Харбине шло очень бурно. Символы русского Православия здесь присутствуют до сих пор. Один из них, храм Покрова Пресвятой Богородицы, был одет в строительные леса, но, несмотря на это, службы проходят в расположенном рядом здании, и мы приняли участие в литургии вместе с китайцами, исповедующими Православие.
Память об ушедшей России
В 1920-30-е годы Харбин был своеобразным государством в государстве, осколком дореволюционной России, со своей культурой, учебными заведениями, газетами. На старых фотографиях мы видим дома, людей, церкви, магазины, неотличимые от многих других городов в нашей стране. Харбин всегда был многонациональным городом при преобладающем русском начале, разные культуры здесь мирно уживались между собой, а люди всегда с уважением относились друг к другу. В этом нам помогла убедиться, экспозиция музея Харбинского технологического института, состав его преподавателей и студентов был многонациональным и сохранялся таким на протяжении многих десятилетий.
Энтузиаст сохранения истории русского Харбина Сергей Юрьевич Еремин участвовал в поисках могилы командующего армиями Восточного фронта Владимира Каппеля. После смерти полководца ему поставили памятник, который был разрушен после того, как в Харбин пришли советские войска. Уже в наше время группа энтузиастов смогла отыскать его захоронение, и сейчас прах Каппеля покоится в московском Донском монастыре. Необходимо отметить, что многие исторические здания, кладбища за последние десятилетия пришли в совершенный упадок. Потомков людей, покоящихся на старых кладбищах в Харбине сейчас нет. Оставшееся без должного ухода русское кладбище в Даляне китайцы хотели перенести на окраину города. Все русские жители Даляня очень долго пытались найти тех, кто сможет помочь в реставрации кладбища. Обращения в официальные инстанции ни к чему не привели, но помощь пришла с неожиданной стороны, благоустройство кладбища взял на себя фонд Ахмата Кадырова.
Долг офицера
Удивительное переплетение судеб героев «Благодати» продолжилось после начала Русско-японской войны. Выполняя долг русского офицера по защите родного Отечества, Хагондоков оставил учебу в академии Генерального штаба и отправился на артиллерийские позиции в Манчжурию. Когда о нападении японского флота на русскую эскадру узнал Колчак, он сразу же ходатайствовал о своем направлении в Порт-Артур. Успехи будущего адмирала хорошо известны. Операция по постановке мин эскадренным миноносце «Сердитый», которым командовал Колчак, привела к уничтожению японских броненосцев «Хацуэ» и «Ясима» и стала самым громким успехом Первой Тихоокеанской эскадры за всю войну. Прошло еще немного времени, и на расставленных Колчаком минах, подорвался японский крейсер «Такасаго». Эта победа была второй по значению для русских военных моряков. В октябре 1904 года по состоянию здоровья Колчак переводится на сушу и начинает командовать артиллерийской батареей. Сопричастность с тем временем хорошо чувствуется рядом с двумя орудиями, установленными на господствующей высоте, с которой велся прицельный огонь по всей акватории Порт-Артурской бухты.
Во время Русско-Японской войны началось разрушение Российской империи. Константин Хагондоков в своих мемуарах очень точно говорит о том, что причины поражения в этой кампании нужно искать в Петербурге. Что же касается результатов войны, то, несмотря на большие преимущества Японии, проистекавшие из её географической приближенности к театру военных действий, «Русская армия не была ни разбита, ни раздавлена, ни уничтожена, ни пленена. Она продолжала существовать и, несмотря на всё сопротивление Петербурга, и на победы Японии, росла, усиливалась и отлично снабжалась». Размышления Хагондокова звучат актуально для многих войн в нашей истории. «Удивительна русская армия! — восклицает он и продолжает, — Вчера бежала в панике, неизвестно толком — почему. Сегодня одумалась, смеется и поет, соблюдая полный военный порядок. Завтра снова готова показать врагу, как Кузькину мать зовут».
Будущее вырастает из прошлого
Дело освоения восточных территорий России было продолжено после Гражданской войны. Парадоксально, но Советское государство, непримиримый враг Колчака, в чем-то продолжило его дело. Позорное пятно поражения в Русско-Японской войне полвека спустя было смыто, КВЖД дала толчок к развитию северных районов Китая. В наше время никто не может посягать военной силой на Владивосток, восточную твердыню России. Пушкин говорил, что патриотизм это любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. У нас сложилось недвусмысленное впечатление, что китайский народ сегодня свято хранит память о русских солдатах, защищавших его страну. В Порт-Артуре очень много памятников, посвященных советским воинам-освободителям. В Манчжурии больше нет колониального влияния России, но нет там и тех, кому мы противостояли: Японии, Англии, США. Китайцы строят свою страну, так как считают нужным, и в этом есть заслуга России. Культурное влияние нашей страны на Китай чувствуется повсеместно. Китайцы детально сохраняют советскую систему образования, вплоть до обязательной для всех учеников гимнастики на переменах. Когда нам пришло время возвращаться домой, в аэропорт нас вез светловолосый, голубоглазый таксист-китаец с октябрятским значком на форменной рубашке. На вопрос, «Что это значит?» он ответил: — «Я люблю Владимира Ленина и Владимира Путина!» оказалось, что у него была русская бабушка. Так замечательно завершилась наша поездка в Китай.