В преддверии дня его памяти Театр-музей «Благодать» посетила Старостина Наталья Васильевна – много лет проработавшая ведущим инженером, конструктором отдела лопастей МВЗ имени М.Л.Миля. Она любезно согласилась ответить на наши вопросы.
— Россия – родина Дальней авиации, у истоков которой стоял Игорь Сикорский. Его же считают «отцом многомоторной авиации». Мировую славу ему принесли самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец».
В 1912 году, после окончания Киевского политехнического института, Сикорский был приглашен в Петербург, на Русско-Балтийский вагонный завод, где и строил свои самолеты до 1918 года.
Бомбардировщик «Илья Муромец»
Эти машины были созданы в 1912-1914 году. Николай II лично осмотрел самолет «Русский витязь», высоко оценил его возможности и подарил Сикорскому золотые именные часы.
В Первой мировой войне со стороны России принимали участие 85 «Муромцев». Это были грозные бомбардировщики. Таких не было ни у противников, ни у союзников. Русское Техническое общество наградило Сикорского Почетной медалью «За полезные труды по воздухоплаванию и за самостоятельную разработку аэроплана своей системы, давшей прекрасные результаты».
Сикорский получил всемирное признание.
— Гениальные разработки в этой области принесли Сикорскому всемирное признание. Наталья Васильевна, как Вы считаете, почему же он эмигрировал из России?
В результате Октябрьской революции и гражданской войны в России произошли кардинальные изменения: в стране к власти пришли большевики. Они не смогли по достоинству оценить талант и гениальность очень многих соотечественников и, к сожалению, Россия потеряла их навсегда. Одни эмигрировали, а многие из тех, кто остался, были уничтожены машиной красного террора. Подобная судьба ожидала и И.И.Сикорского. Ему припомнили сотрудничество с царской властью и внесли в расстрельные списки. Об этом узнал кто-то из сотрудников вагонного завода и рекомендовал Сикорскому немедленно уезжать из России. 18 февраля 1918 года Сикорский навсегда покинул Родину, а мир получил гениального американского авиаконструктора.
— Как складывалась судьба Сикорского на чужбине, в США?
В эмиграции легким его путь назвать сложно. В марте 1919 года Сикорский оказался в Америке, где его никто не ждал. Не очень хорошо владея английским языком, первое время он давал уроки математики в частной школе «Русский коллегиальный институт», учениками которой были русские рабочие, живущие в районе Ист-Сайда в центре Нью-Йорка.
Но Игорю Ивановичу хватило терпения, таланта, физических и духовных сил, чтобы не оставлять свою мечту и начать все с нуля. Его поддерживали русские эмигранты. Великий русский композитор Сергей Рахманинов вложил крупную сумму денег для основания в 1923 году авиационной фирмы «Sikorsky Aero Engineering Corporation».
И уже в 1929 году, как только финансовое состояние фирмы улучшилось, Сикорский вернул Рахманинову его деньги с процентами.
— Игоря Сикорского считают пионером вертолетостроения в мире. Так ли это?
В США до 1939 года Сикорским было создано 15 базовых типов самолетов, а уже в 1939 году он перешел на конструирование вертолетов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, получивших в будущем широкое распространение.
Первый экспериментальный вертолет Vought-Sikorsky-300 оторвался от земли 14 сентября 1939 года. И это, по существу, был модернизированный вариант его первого российского вертолета, созданного еще в 1909 году. Он стал первым жизнеспособным американским вертолетом. А затем Сикорский модернизировал его в конструкцию Sikorsky R-4, который в 1942 году стал первым в мире серийным вертолетом.
Игорь Сикорский
Вертолеты Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей. Всего им было создано 18 базовых типов вертолетов.
На его вертолетах впервые были совершены перелеты через Атлантический (S-61, 1967 г.) и Тихий (S-65, 1970 г.) океаны с дозаправкой в воздухе.
В 1957 году Сикорский отошел от дел, но остался почетным консультантом своей фирмы.
— Созданию и развитию вертолетной техники в Советском Союзе уделяли серьезное внимание, были достигнуты высокие результаты. Наталья Васильевна, кого из российских и советских изобретателей, работающих в этом направлении, Вы можете отметить?
Еще в 1910 году Борис Николаевич Юрьев впервые разработал одновинтовую схему вертолета с дополнительными рулевыми винтами, гасящими реактивный момент, вращающий корпус вертолета в сторону, противоположную вращению несущего винта. Эта схема приобрела огромную популярность во всем мире.
Борис Николаевич Юрьев
Алексей Михайлович Черёмухин
В 1930 году в России, в Центральном аэрогидродинамическом институте им. профессора Н. Е. Жуковского, еще один русский гений, Алексей Михайлович Черемухин, спроектировал и построил по схеме Юрьева и под его же руководством вертолет ЦАГИ 1 — ЭА.
14 августа 1932 года Черемухин установил на этом вертолете неофициальный мировой рекорд высоты полета 605 метров. Так что именно Черемухин стоял у истоков создания винтокрылых машин.
Сикорский осуществил свой проект на 10 лет позже Черемухина.
А дальше, по их стопам пошли знаменитые создатели огромного парка разных типов вертолетов М.Л.Миль (с 1947г.) и Н.И.Камов (с 1948г.). 9 сентября 2022 г. года исполнилось 60 лет со дня первого полета вертолета МИ-8.
Михаил Миль и Николай Камов
— Как Вы считаете, было ли сотрудничество изобретателей США и СССР?
Сикорский, Миль и Камов создавали свои машины практически в одно время.
Они не сотрудничали, они соперничали и всегда следили за достижениями друг друга, иногда что-то перенимали один у другого. Такое взаимное влияние давало положительные результаты мировому вертолетостроению.
Каждый из них вложил большую лепту в общее дело и получил различные и многочисленные награды.
Но особенно приятно отметить, что в 1962 году Миль был награжден призом авиаконструктора И.Сикорского «За достижения в области вертолетного искусства» — за установление самым грузоподъемным в мире на тот момент вертолетом МИ-6 рекорда скорости.
Сегодня невозможно себе представить, как можно обойтись без вертолетов и в бою, и во многих гражданских разработках.
И закончить нашу беседу мне хочется словами Михаила Миля:
«Нам выпали честь и удача воплотить в жизнь идеи нескольких поколений ученых о новом виде техники, создать эти машины и поставить их на службу людям».
Михаил Миль и Игорь Сикорский